Целеполагание на уроке
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы целеполагания?
- Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?
- Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
- Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
- Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цель
Требования к целям
- Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
- Конкретные.
- Понятные.
- Осознанные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».
- Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Классификация образовательных целей
I.Группа целей, связанных с когнитивным развитием.
Уровень 1: знание. Учащиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Эта информация может быть в форме факта, правила, диаграммы.
Уровень 2: понимание. Учащиеся смогут демонстрировать понимание информации путём её трансляции в иную форму, отличную от той, в которой она преподавалась. Это может быть реализовано посредством определения изученного с помощью собственных слов, подведения итогов или формулировки выводов, приведения оригинальных примеров или отделения фактов от субъективного мнения.
Уровень 3: применение. Учащиеся могут применять информацию в выполнении конкретных действий. Эти действия могут быть связаны с написанием, чтением, проведением эксперимента и т. д.
Уровень 4: анализ. Учащиеся могут структурировать информацию, разбивать её на составляющие части, устанавливая специальные связи между ними.
Уровень 5: синтез. Учащиеся используют разную информацию для создания своего собственного уникального продукта, который может быть представлен в разных формах - письменного проекта, устной презентации, иллюстрации и т.д.
Уровень 6: оценивание. Учащиеся могут применять содержание стандарта по изучаемому предмету для вынесения суждения по спорным проблемам, конкретизации положений, написания эссе, проектирования, дизайна любого вида.
II.Группа целей, связанных с эмоциональным развитием.
Уровень 1: восприятие. Учитель удерживает и направляет внимание учащихся. Этот уровень предполагает фокусирование внимания в процессе урока на ценностях и интересах учащихся.
Уровень 2: реагирование. Учащиеся вовлекаются в процесс обучения путём использования учителем интерактивных методов. Ученики получают удовольствие от собственной активности, в процессе которой приобретают знания, умения и навыки. Процесс обучения становится личностно- значимым для ученика.
Уровень 3: реализация. Учащиеся самостоятельно и добровольно организуют собственное обучение в рамках, какой- либо темы или вопроса.
III. Группа целей, связанных с психомоторным развитием.
Уровень 1: наблюдение. Учащиеся обозревают демонстрацию какого- либо умения или навыка учителем. Учитель показывает правильный вариант.
Уровень 2: имитация. Учащиеся повторяют то, что демонстрирует учитель. Учителю необходимо знать, могут ли учащиеся представить какой- либо навык или умение в соответствующей манере перед тем, как их попросят применить данное умение в процессе урочной деятельности.
Уровень 3: практика. В процессе групповой работы учащиеся неоднократно практикуются, развивая своё умение и превращая его в навык.
Уровень 4: распространение. Учащиеся могут применить навык, используя некоторые указания учителя, демонстрируя его применение в других более сложных и смежных областях.
Цели для учащихся формулируются в следующих терминах: что учащиеся узнают, что они смогут выполнять в конце урока, темы, курса.
Шесть уровней понимания.
Когда мы в действительности понимаем, мы можем:
1) объяснять обобщения или принципы: представлять достоверное объяснение закономерностей, фактов и информации, делать заключения и подтверждать сказанное примерами;
2) интерпретировать: пересказывать информацию, поясняя её содержание, раскрывать исторический или личностный смысл тех или иных идей или событий, устанавливать аналогии и модели, высказывать персональную оценку;
3) применять: эффективно использовать и адаптировать то, что узнали в контексте реальной ситуации;
4) определять перспективы: видеть и слышать различные точки зрения, уметь мыслить критически, определять большую идею;
5) сочувствовать, сопереживать: находить ценность в том, что другие находят необычным, странным, чуждым или непримиримым; приобретать посредством чувств собственный опыт;
6) иметь способность к рефлексии, приобретать знания о себе: развивать самосознание, понимать индивидуальные особенности, предубеждения, интересы, понимать то, что действительно непонятно, оценивать значение обучения и личного опыта.