2B0F42F5-B742-43A5-8C89-803551A19FDA
Система запланированных целей неразрывно связана с системой действий, которые ведут к выполнению этих целей. Тем, что вызывает эти активные действия, становятся учебные задачи,
Чтобы научиться составлять учебные задачи:
1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных:
1.1. задачи по узнаванию;
1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий;
1.3. задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил;
1.4. задачи по воспроизведению больших текстов, блоков, стихов, таблиц и т.п.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1. задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления т.п.);
2.2. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.);
2.3. задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;
2.4. задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);
2.5. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);
2.6. задачи по распределению (категоризация и классификация);
2.7. задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.);
2.8. задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;
2.9. решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.).
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1. задачи по переносу (трансляция, трансформация);
3.2. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснования);
3.3. задачи по индукции;
3.4. задачи по дедукции;
3.5. задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верификацией);
3.6. задачи по оценке.
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1. задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.;
4.2. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.;
4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.д.
5. Задачи, требующие творческого мышления:
5.1. задачи по практическому приложению;
5.2. решение проблемных задач и ситуаций;
5.3. постановка вопросов и формулировка задач или заданий;
5.4. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе);
5.5. задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).
Примеры задач для различных уровней учебных целей в познавательной области по Блуму.
Знание
- Дайте определение имени существительного.
- Когда и где разворачивается действие рассказа и когда в тексте это становится ясно?
- На какие две категории можно разделить все живые существа?
- Вычислите значение выражения (9-177)/21+8.
- Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Понимание
- Расскажите, что произошло с героями романа после эпизода, изображенного на иллюстрации.
- Нарисуйте три картинки о событиях, которые происходили в начале, середине, и конце XIX века в Германии.
- Расскажите коротко своими словами содержание параграфа.
- Напишите сочинение (две-три страницы) с описанием обязанностей президента.
- Приведите примеры того, как в рассказе подтверждается, что Даниле не безразличны чувства других людей.
- Почему на географических картах используются символы?
Применение
- Составьте предложение с использованием каждого из данных слов.
- Изучив знаки на картах, составьте план маршрута для посещения трех исторических памятников в Подмосковье.
- Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь.
- Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится.
- Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ определения влажности.
Анализ
- Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы автором?
- Чем период после гражданской войны напоминает период после войны в Афганистане, и чем они отличаются?
- Распределите минералы этой коллекции по трем категориям.
- Среди утверждений разбираемой статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями.
- По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них.
- Какие из данных слов имеют латинское происхождение, а какие – греческое?
Синтез
- Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте ее карту, используя не менее 15 географических элементов.
- Представьте себе, что вы присутствуете на традиционной церемонии в Санкт-Петербурге. Напишите дневник событий.
- Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиции собаки.
- Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты.
- Напишите данный отчет о событиях теперь в жанре фельетона.
- Предложите различные способы решения проблемы озеленения школьного двора.
Оценка
- Обязательно ли должны все кандидаты на пост мэра Екатеринбурга иметь высшее образование?
- Сравните двух главных героев поэмы.
- Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему?
- Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию.
- Какая среда из всех изученных вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ.
- В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура?
Источник: http://didaktor.ru/sushhnost-zadachnogo-podxoda-v-obuchenii